Как отреставрировать старую картину в домашних условиях? - Electro-Lider.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как отреставрировать старую картину в домашних условиях?

Реставрируем картину своими руками

К сожалению, время безжалостно относится не только к людям, но и к живописным произведениям искусства. Например, картины «солидного возраста» могут терять внешний вид, краски выгорать и растрескиваться, а то и вовсе отпадать целыми кусками! И вот уже живописный шедевр больше огорчает, чем радует… Значит, пришла пора реставрации картины.

Вы будете удивлены, но картины реставрируют с 18 века, с тех пор, как появились частные коллекции. Все в мире требует заботы и ухода, и живопись тоже!

Зачем реставрируют картины? Здесь все просто! Необходимые вмешательства продлевают жизнь вашей картине и предотвращают последующие разрушения. Восстановить можно даже сильно поврежденную картину! Реставрация масляной живописи как доктор приходит на помощь в нужный момент.

Со временем красочный слой может растрескиваться не только на картинах, чей возраст 150 и более лет. Под реставрацию могут попасть и боле молодые произведения, жизнь которых не превышает 20-30 лет.

Мелкие трещины на картине в спиральной форме

Логично, если в вашей голове возникает вопрос вроде «Почему краски трескаются и как этого избежать?» Причины, по которым краска со временем растрескивается или отпадает , могут быть разные. Самая распространенная ошибка, например, неправильная просушка, вернее, не достаточная для того, чтобы покрыть картину лаком.

Из-за несоблюдения технологии и последовательности нанесения красочных слоем друг на друга, тоже результат повреждения слоем. Другими словами, если нижележащий слой не успевает достаточно высохнуть, а вы уже наносите новый сверху!! В связи с этим и происходят не желаемые изменения в структуре красочного слоя. Плохое хранение и уход также может сказаться на картине.

Возраст живописи в конце концов.. Реставрируют не только станковую живопись, то есть написанную на мольберте, а также альфрейную живопись- росписи на стенах.

Пример основных причин для реставрации картины

Как то мне принесли картину, у которой отпадала масляная краска кусками. Основание льняного полотна практически прогнило от высокой влажности и хранения картины в таком помещении. Картина была обречена на недолгое существование, но порадовать глаз хозяина еще могла некоторое время.

Если проклеить с обратной стороны ткань и улучшить внешнее состояние краски, то такой вариант реставрации вполне приемлемый, правда, не долгий. Сохранить картину с поврежденным прогнившим холстом достаточно сложно. Скажу, хозяин картины был доволен, хоть и понимал о неизбежности потери полотна.

Реставрациями картин на высоком профессиональном уровне я не занимаюсь (это отдельная исследовательская специализация), но эксперимента ради, частично восстановить почти утраченную картину, все таки взялась.

Но есть варианты, когда спасти картину самостоятельно, без профессионального ресторатора не возможно, вот смотрите…. На фото внизу я показываю, что при прикосновении пальцем к холсту, краска полностью отпадает.

Отслаивание краски от холста

Картина написана французским художником, примерно 70-85 лет в многослойной технике, досталась мне по наследству. Не правильный грунт на холсте стал причиной распада красочного слоя. В этом случае, необходимо восстанавливать потерю грунта на более профессиональном уровне. Сейчас в художественных магазинах можно купить готовый прогрунтованный холст. А раньше, художники сами проклеивали и грунтовали ткань, и к сожалению, не всегда достаточно хорошо.

Не забывайте, что в начале масляная краска сцепляется именно с грунтом, а не с льняным полотном. И потом уже один слой сцепляется с другим. Меньше всего страдают произведения, написанные не на холсте, а на дереве, как во времена Леонардо Да Винчи. Почему так происходит, я напишу в другой статье.

Кстати, судя по подписям на картинах, многие из них были написаны мужской рукой. Но вопрос кто же рисует больше, мужчины или женщины, все таки остается спорным.

Если вы сами пишите картины, то старайтесь избегать подобных причин возникновения трещин и отпадения краски. Вот, и получается, что причина повреждений ведет к следствию с огорчениями. А реставрация — правильное решение для сохранения жизни многих картин!

Слово «реставрация» звучит пугающе профессионально, согласна, но самостоятельно реставрировать небольшие «больные места» на картине все- таки можно.

Мелкие проблемы на картине может подправить сам художник

Дальше в статье мы поговорим о том, нужно ли снимать старый лак перед реставрацией, о способах снятия лака и о том, как снять старый лак, чтобы, не повредить нижний красочный слой краски.

Хочется сразу заметить, что приступая к этому ответственному мероприятию, следует сначала взвесить все «за» и «против». Если полотно, которое вы собираетесь обновить, представляет большую художественную и материальную ценность, лучше прибегнуть к услугам профессиональных реставраторов. Так можно быть уверенным, что картина не будет безнадежно испорчена, если «эксперимент не удастся»!

В реставрационной мастерской масляная живопись проходит настоящее исследование, определяется состав красок и лака. Иногда для этого пользуются реактивами и специальными оптическими приборами.

Кроме этого, существует мнение, что старые шедевры сами по себе смотрятся благородно и галерейно, несмотря на потемневшие или пожелтевшие краски. А легкий кракелюр красочной поверхности придает им особый шарм и аристократизм.

Кстати о приборах… Знаете ли вы, что во времена Леонардо Да Винчи, многие старые мастера пользовались специальным приспособлением — камерой-обскурой? Нет? Тогда самое время почитать об этом чудо-приборе в отдельной статье📌

Профессиональная мастерская по реставрации предметов искусства

Есть старинные картины, которые действительно обходятся без реставрационного вмешательства долгое время. Если в этом нет эстетического или восстановительного подтекста, то лучше не трогать.

Раскрою небольшой секрет: если в экспозиции присутствуют реставрированные картины, которым несколько сотен лет, то они значительно отличаются по яркости красок от своих собратьев, не подвергшихся восстановлению. Из-за старого пожелтевшего со временем лака гаснет и сам красочный слой краски. Снятие старого лака и покрытие новым свежим, также считается восстановительным моментом.

Ну а если вы все-таки решились реставрировать картину на холсте своими руками, например, семейную реликвию или шедевр, доставшийся в наследство от дядюшки- художника, следует тщательно изучить теорию небольшого, но эффективного способа реставрации. К тому же, полезно знать, если вы сами молодой художник…. Вдруг придется реставрировать свой шедевр спустя 20-30 лет!

Снимать старый лак перед реставрацией нужно обязательно! Во первых, многие лаки имеют свойства желтеть и следовательно, цвет краски вида- меняется под лаком. Во-вторых, масляная краска на лаке держаться долго не будет и отлупится в скором времени.

Если даже вам кажется что картина не покрыта лаком, что мало вероятно, снять верхний слой все же нужно. Возможно, художник покрыл полотно матовым лаком, который не имеет глянцевый блеск. Кстати о лаках для картин читайте в отдельной статье.

Пример реставрации картины

Заметка: на фото вверху картина, которую реставрировал мой учитель с Франции. На ней видимые отличия яркости масляной краски до и после снятия лака…. Как я писала выше, под словом «реставрация» имеется виду даже снятие старого сильно пожелтевшего лака.

1. Чистка картины

Реставрация картин на холсте начинается с очищения живописного полотна от пыли, копоти и загрязнений. Для этого используются чистая вода, лучше дистиллированная, и ватные тампоны или ватные палочки. Постепенно влажным тампоном, шаг за шагом очистить картину от загрязнений.

На заметку: любые реставрационные и очищающие мероприятия следует начинать с уголка картины. Проводить работы на небольших участках, следя за верхним красочным слоем. Если на тампоне остаются следы краски, не рекомендуется продолжать реставрацию картины.

Снятие загрязнения с картины

После удаления загрязнений картину надо просушить, а затем можно приступать к удалению покрывного лака.

2. Удаление покрывного лака с масляной живописи

В настоящее время существуют различные средства для снятия лака для живописи в виде растворителей, гелей и пасты.

Растворители старого для лака.

Какой именно выбрать? «Классический» рецепт растворителя – это композиция из пинена и этилового спирта. Сложность для неискушенного реставратора состоит в том, чтобы подобрать пропорции этих составляющих именно для данного случая. Поэтому проще воспользоваться уже готовым растворителем.

Знать бы только, какой приобрести, ведь общего рецепта не существует, потому что подобрать растворитель можно только опытным путем. Магазины для художников предлагают очистители для масляной живописи с пометкой «для реставрации» на основе минеральных масел и уайт-спирита.

Пример растворителя старых лаков

Кроме этого, есть специальные растворители старых лаков для картин маслом. Чтобы найти эти средства, достаточно внимательно смотреть на маркировку и название.

Удаление старого покрывного лака проводится при помощи ватного тампона на маленьких участках полотна, начиная с угла. При необходимости манипуляцию повторяют, чтобы добиться желаемого эффекта, то есть для полного удаления покрывного лака или утоньшения его слоя. Будьте внимательны, иногда для снятия лака необходимо всего 2-3 минуты!

Гели и пасты для удаления лака для живописи: преимущества

Гели и пасты отличаются густой консистенцией, что облегчает реставрацию картин на холсте. Жидкий растворитель легко проникает в трещины живописи, это может привести к дальнейшим разрушениям картины, с чем связана тщательная аккуратность при работе. Пасту же можно наносить на некоторое время, выдерживать до получения нужного результата и вытирать или переносить на другой участок картины.

Специальный гель для снятия старого лака

Пасты и гели имеют различные растворяющие способности, ведь покрывные лаки тоже разного состава. Так что экспериментировать придется и с этими растворителями, чтобы добиться нужного результата.
После удаления пасты с поверхности картины, чтобы нейтрализовать работу растворителя, полотно обрабатывают скипидаром.

На заметку: Если вы реставрируете пастозную или фактурную живопись, лучше выбрать гель для удаления лака. В этих случаях вместо ватного тампона гель наносится при помощи кисточки.

3. Подклейка отслоения краски

Часто у картин маслом возникает проблема кракелюра – отслоения и растрескивания краски. Если растрескивание живописи приобрело большие масштабы, скорее всего, поможет только профессиональный реставратор. А небольшие отслоения можно исправить своими руками.

Потребуются: осетровый клей, папиросная бумага, утюг, вода, ватная палочка.

Положить картину на плоскую поверхность. Мягкой кистью нанести немного клея на места трещин, стараясь максимально четко заполнить места отслоения краски. Если трещины очень мелкие, клей удобнее наносить медицинским шприцом.

Приложить к местам заклейки папиросную бумагу, плотно прижать, не допуская пузырьков воздуха и складок бумаги. Подождать несколько минут, чтобы бумага немного подсохла и начала белеть.

На место подклейки положить чистый лист бумаги и легко, почти невесомо, прогладить бумагу теплым утюгом. Повторить несколько раз, не держать утюг долго на картине. Если папиросная бумага просохла и побелела, прекратить сушку.

Проклейка мелких трещин

Осторожно ватной палочкой, смоченной в теплой воде, снять папиросную бумагу с картины. При необходимости повторить до полного очищения живописи от бумаги и клея. Действовать аккуратно, чтобы не повредить краски. Просушить место проклейки ватой. После полного высыхания подклеенное место можно подправить красками, нанося их точечными мазками кисточки.

Приведенный выше способ реставрации живописи, конечно же, не единственный. Во многих случаях, без масляной краски в реставрационных работах не обойтись. Например, если мазки наносились густо, пастозно на холст и реставрировать, восстанавливать здесь нужно отпавшие куски краски, а не растрескивание красочного слоя.

Читайте также:  Как добавить стропила в старом доме?

В принципе, степень разрушения может быть от нитевидных трещин до огромных дыр на полотне! Это косвенно может зависеть и от техник нанесения краски. Кстати, почитать о техниках в масляной живописи можно в обзорной статье.📌

Примеры «болезней полотна» при различных разрушениях красочного слоя

Реставрация картин на холсте своими руками дело очень хлопотное, требующее терпения и внимания. Но при определенных навыках и настойчивости реставратора, масляная живопись начинает играть свежим видом, обретая новую жизнь. А это прекрасно! В конце небольшой восстановительной работы, не забудьте снова покрыть картину лаком.

Друзья, задавались ли вы когда-нибудь вопросом, что в живописи важнее: талант художника или отточенное мастерство ? На эту тему я порассуждала немного в отдельной статье и пришла к кое- каким выводам.

Сохраните себе статью в закладках , чтобы она не затерялась среди миллионов статей в интернете! При необходимости, вы можете заглянуть сюда в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Реставрация и чистка живописи – картин

Все еще считаете, что сделаете это лучше специалиста?
Не жалко картину?
Рискнем?)))

Начнем с прорывов, не в смысле, что начнем рвать в клочья шедевр)))
как закрепить порыв на холсте? – примитивно: клеем ПВА в несколько слоев.
Самое главное – с обратной стороны!

Справились? – это было легко!
Продолжим? … подумайте 7 раз… режем?

Чистим скипидаром, покупают его в аптеке. Пахнет. Нет, не просто пахнет, воняет! Тряпочка – ватка, завернутая в марлю ( любая фантазия), пропитали, смочили живописный слой, ждем минут 5 – 10, протираем. Рекомендую экспериментировать на свежем воздухе, там же где-нибудь в тенечке оставьте проветриться холст.
Классно? – А то! – это первые минуты, пока все еще сыренькое… подсыхает? – чувствуете как стала пропадать контрастность? – это еще цветочки)))

Матовый налет пошел? – нормально! – считайте, что теперь картину можно выкинуть! … не спешите, будем “лечить” дальше.

Когда подсохнет, когда вы поймете, что сильно погорячились, можно переходить к покрытию лаком. Каким? – уже не имеет значения – картина будет слепить новизной даже при матовом лаке… а ведь предупреждали…

Зато своими руками! – декоративные страсти отдыхают)))


А хотите помыть картину? 1000 и 1 способ как помыть холст.
Я знаю только 3 – достаточно, чтобы порекомендовать не делать этого.

Режем луковицу ( нашу, отечественного производителя, евро-овощ не подойдет, слабоват) и половинками трем.

Взбиваем пену обычного стирального порошка. На губку – трем – тут же вытираем насухо.

А теперь способ третий ( эксклюзив от меня) – как убить старинное полотно, помыв его? – берете современный оксидный отбеливатель, любой, разводите ложку на стакан конкретно теплой воды ( пропорции почти не имеют значения), смачиваете губку – трем. Шок? – то то же))) этот способ чистки невозвратный.

Пожалуй, нужно добавить, что чистка масляной картины народными (и профессиональными) средствами хороша лишь в случае бытового загрязнения (жир, следы жизнедеятельности человека и т.д.) и в случае потемнения и пожелтения лака, покрывавшим картину после реставрации.
Именно такие слои наложенного лака и проявляют себя со временем, и чем больше слоев, тем печальнее вид у картины.
Случаи, когда мыть потемневшую живопись бесполезно.
Почему темнеют старые картины?
Краски состоят из пигмента и связующего компонента, в качестве которого частенько использовали льняное масло, вот оно-то со временем и окисляется (желтеет). Однако это придает картине тот самый «галерейный» оттенок, так любимый и ценимый нами.
В состав пигментов входят химические вещества: кадмий, кобальт, хром, свинец, стронций и др. , которые при смешивании красок вступают в реакцию между собой, изменяя со временем исходный цвет.
И тут мы бессильны со всеми своими многочисленными народными методами чистки.
Тщетны попытки будут и сделать ярче картину, написанную маслом на черном грунте, такие работы подвержены гораздо сильнее темнению. Объясняется это так: грунт просаживает белила.

Объявляю конкурс на лучший рецепт чистки картины, масляной картины. Все предыдущие рецепты именно для масляного письма.

Блог у меня молодой и зеленый, так что заманить кого-то на участие в конкурсе сложно пока, пришлось самой разыскивать рецепты чистки масляной живописи и картин вообще. Сказать что они шокирующие и вредоносные (да просто губительные) – не сказать ничего. Давайте воспримем их как шуточные))))

ВНИМАНИЕ. так делать, как написано в следующих “рецептах” НЕ НАДО!

просто копирую из “Домоводства”, улыбнитесь)))

Как чистить картины, написанные маслом.

“Если картина не очень загрязнена, то ее 2-3 раза обмывают мыльной, а затем чистой водой. Если картина нуждается в основательной чистке, поступают следующим образом.

Сквозь чистое волосяное сито просеивают на картину печную золу, потом льют на нее теплую мыльную воду и отмывают чистой водой. Подсушив картину с помощью полотенца, ее покрывают лаком.

Существуют и другие средства чистить картины. Приведем некоторые из них.

– Картину протирают губкой, смоченной в уксусе, потом промывают чистой водой. Вместо уксуса можно пользоваться разведенной водкой,

– Испеченную луковицу разрезают надвое и трут картину; затем холст промывают чистой водой и, дав высохнуть, покрывают взбитым яичным белком или белым лаком.

– Картину кладут на гладкий стол или доску, мочат ее водой и посыпают солью, потом берут кусок полотна и трут им, пока грязь не сойдет. Совершенно очистив картину, ее вытирают, снова промывают чистой водой и дают до конца высохнуть, после чего покрывают лаком.

Китайский способ чистить старые масляные картины

Чтобы хорошо вычистить картину, ее натирают кисточкой, обмоченной в известковой воде, после чего промывают 3-4 раза. Она принимает прежний вид и глянец.

Как лакировать масляные картины

Так как новые масляные картины нельзя тотчас покрывать лаком, потому что он слишком глубоко въедается в краски, то картины обыкновенно покрывают специально приготовленным составом. Яичный белок перемешивают с несколькими ложками водки до тех пор, пока все не превратится в пену; состав оставляют в покое на несколько часов, по прошествии которых осторожно сливают светлую жидкость, образовавшуюся под пеной и при помощи мягкой губки мажут ею картину несколько раз, давая каждый раз высохнуть. Потом вешают картину приблизительно на 4 месяца или на полгода, чтобы масло совершенно засохло.

По истечении этого срока ее моют теплой водой, очищают от белка и наводят лак один или два раза. “(с)

Краткая инструкция чистки картин:

“Обметите рамы картин метелочкой из перьев, а позолоченные рамы – мягкой щеткой.
Картины, написанные масляной краской, накройте белой тряпкой, смоченной водой (лучше дождевой), оставьте ее на 3 – 4 часа, затем просушите, и слегка проведите по поверхности картины полотняной тряпкой, смоченной льняным маслом. Белые места смочите перекисью водорода, а затем протрите тряпкой.”(с)

И наконец победитель в рейтинге: “Самый тупой совет по чистке масляных картин”. Еще раз повторяю, пожалуйста не следуйте таким советам, если масляная картина вам хоть капельку еще нужна и нравится. Все эти способы убивают картины безвозвратно ( а последний рецепт еще и по пальцам прошелся)))

“Чтобы очистить картину, прежде всего нужно промыть ее губкой с теплой водой для удаления пыли и копоти. Затем, если картина покрыта лаком, его снимают трением пальца, время от времени промывая и просушивая каждый раз, перед тем как снова приниматься за удаление лака; делается это до тех пор, пока под пальцем не перестанет образовываться пыль. Тогда проходят слегка петролейным эфиром и вытирают мягкой, но не мохнатой тряпкой, после чего картина готова для нового лакирования. Но если под этим первым снятым слоем лака имеется еще другой, который не снимается пальцем, или же если и сам первый слой не поддается удалению путем трения, то следует предположить, что картина была покрыта масляным лаком или лаком обыкновенным, но с примесью жировых веществ. В таком случае следует покрыть этот слой лака петролейным эфиром и оставить так на 24 часа, по прошествии которых на петролейный эфир надо насыпать, через сито, слой мельчайшего порошка мела (картину надо, конечно, положить горизонтально). Мел этот должен впитать в себя петролейный эфир, растворивший в себе жировые вещества. Через 24 часа после этой операции картина промывается сперва теплой водой для удаления мела, а затем мыльной водой, чтобы окончательно очистить ее от жировых веществ.
Если все эти средства окажутся недостаточными, то картину осторожно промывают ацетоном, разведенным водой, производя пробу сперва на уголке, чтобы видеть производимый эффект.
Каждый раз после промывки нужно пробовать удалять лак трением пальца, и если это не удается, то значит это действительно масляный лак. В этом случае опасно стараться снять его полностью, так как пришлось бы употребить спирт или бензин, которые могут размыть живопись. Нужно ограничиться удалением поверхностной части лакового слоя, протирая картину постепенно небольшими частями шелковой тряпкой, слегка смоченной разведенным водой ацетоном или же яичным маслом, разбавленным жидкостью, растворяющей фиксатив для акварели. Если же под этим лаком, который невозможно снять совершенно, картина кажется очень грязной, то это указывает на то, что лак был положен поверх другого слоя старого и грязного лака, что встречается очень часто. Что же делать? Нужно снять лак, — но это уже лучше поручить опытному реставратору, так как операция эта, во всяком случае, рискованная.
Высохшую масляную краску можно снять с картины тряпкой, намоченной в бензине или скребком;
для живописи на досках удобен последний прием, а на грунтованных холстах и бумаге предпочтительнее бензин, который исключает возможность порезов и царапин .”(с)

Добрый совет – обращайтесь к специалистам профессионалам.

Для тех, кто считает свои руки золотыми, могу посоветовать почитать следующие очень интересные статьи:

Реставрация картин

Искусство, к сожалению, не вечно. Со временем полотна мастеров ветшают, иногда подвергаются актам вандализма (вспомнить хотя бы историю с репинским «Иваном Грозным»), порой терпят «бедствия» во время криминальных эпизодов — краж. И тогда без реставрации не обойтись.

Арт-дилеры скептически относятся к реставрационным работам — они, как правило, снижают цену полотна. Эту точку зрения разделяют и некоторые художники. Эжен Делакруа еще в 1884-м писал, что картины не походят на дома, а их реставрация — на ремонт. Он считал, что восстановление наносит шедеврам куда больший ущерб, чем время — в результате зритель или будущий владелец получают не авторскую живопись, но совершенно новое произведение, написанное уже не рукой мастера, а кистью и скальпелем реставратора.

Благодаря искусству реставраторов мы с вами сегодня имеем возможность лицезреть множество великих полотен, включая «Джоконду», фрески в Сикстинской капелле и «Ночной дозор», за самым масштабным восстановлением которого собираются онлайн следить любители искусства со всего мира.

Читайте также:  Отделка кирпичной печи дома

Как реставрируют картины

Дублирование

Есть несколько видов реставрации. При отслоении краски от грунтовой основы используют метод заполнения образовавшихся пустот мастикой и фиксации отслоившихся пигментов. Если на холсте образовался прорыв, обычно применяют комплексную технологию восстановления: заделка прорыва заплатой или дублирование (подклейка под старый холст еще одного) и восстановление красочного слоя, зачастую страдающего при прорыве.

Для дублирования используют горячий утюг, клей, смолку или воск. Это очень сложная, многоэтапная и филигранная операция, поскольку в процессе можно повредить краску или лишить шедевр эффекта рельефности, который создается наложением мазков разной толщины. Важно всё — место и давность прорыва, его размер, состояние волокон на месте прорехи, выбор материала для заплаты, клеящего состава, техники и так далее.

В XX веке реставраторы, как правило, дублировали всё, что попадало им в руки, но уже в XXI аукционисты и арт-дилеры тратят серьезные деньги, чтобы удалить заплатки и подклеенные холсты с поврежденных картин и вернуть шедевры в первоначальное состояние.

Переписывание

Иногда картины страдают так, что их приходится переписывать — например, при пожаре, как это случилось с полотном Шиле. У практики переписывания много сторонников и не меньше противников. Кто будет числиться автором шедевра, если половина его написано кистью реставратора? Сложный вопрос.

Чистка

Чаще всего полотнам требуется чистка. Написанную маслом картину покрывали лаком, и обычно это делали перед тем, как показать полотно публике (кстати, vernissage по фр. «лакировка»). Лак не только «облагораживает» шедевр, но служит также консервантом для красочного слоя, предохраняя его от влаги, пыли и даже мелких механических повреждений. Часты истории о том, как лак, потемневший и утративший прозрачность, оказывался единственным погибшим элементом картины.

Но время беспощадно к лаковому слою — состав темнеет, меняет цвет под действием веков, на нем скапливаются отложения, в конечном счете он теряет прозрачность. Свою лепту вносят и многочисленные реставрационные работы, которым подвергалась картина — все эти мазки и протирки, оставившие следы на шедевре. В этих случаях прибегают к чистке лакового слоя — частичной или полной.

Для разных повреждений применяются пасты и растворители с различным составом. В Третьяковке используют промывки с добавлением винного спирта и скипидара. На Западе для размягчения, растворения и снятия лака часто берут пасты, содержащие нашатырный спирт, петроль и воск. Благодаря консистенции паста не стекает с картины, ею удобно пользоваться и контролировать результат. Иногда, в очень редких случаях применяется и механическая очистка.

Чистка требует высочайшего уровня профессионализма от реставратора: при недостаточном опыте можно удалить не только фрагменты лака, но и части красочного слоя — например, с подписью автора. Случается, что после удаления лака полотно, к внешнему виду которого уже все привыкли, начинает «звучать» слишком уж современно. После чистки оно лишается золотистых оттенков, характерных для шедевров старых мастеров и представляющих зачастую результат потемнения лакового слоя. Интересно, какой бы предстала перед нами «Джоконда», если удалить с полотна весь старый лак?

Работа реставратора

Профессия реставратора чрезвычайно сложна и увлекательна, требует огромных сил, но при этом она и ее герои остаются за кадром. Реставраторы — «бойцы невидимого фронта» в мире искусства. Но есть ли что-то более потрясающее, чем возвращать миру красоту?

Правила и тонкости процесса реставрации картин

Картины знаменитых художников обладают высокой исторической и культурной ценностью. Однако все полотна, независимо от года их написания и автора, имеют свойство портиться со временем — холсты становятся ветхими, краски блекнут, основа теряет форму. Все эти недостатки не только портят внешний вид картины, но и грозят полной утратой ценности шедевра. Поэтому реставрация картин является актуальной темой как для владельцев полотен, созданных известными мастерами, как и для тех, кому картины достались по наследству от родственника-художника.

Процесс реставрации картины

Чистка

Наиболее распространенными дефектами картин, приобретаемыми со временем, являются:

  • отслаивание краски;
  • разрывы холста;
  • отслаивание лакового покрытия;
  • сколы краски;
  • нарушение грунта;
  • провисание холста;
  • загрязнения.

Восстановление картин является занятием, требующим не только специальных знаний и навыков, но и соответствующего инвентаря. Наиболее распространенной проблемой, связанной с состоянием картины, является загрязнение. Так, полотно может покрываться неэстетичными жирными пятнами, припадать толстым слоем пыли и т. д. Существуют способы, позволяющие справиться с загрязнением картины:

1) Для чистки картины, написанной маслом, следует подготовить широкую кисть с мягким ворсом. Но прежде всего следует приступить к чистке обратной стороны картины. Для этого полотно следует вытащить из рамы и аккуратно уложить на чистую поверхность. Затем нужно включить пылесос и деликатно удалить с его помощью пыль с картины. Если картина покрыта лаком, то для чистки внешнего слоя нужно подготовить щадящий растворитель (перед использованием его рекомендуется протестировать — достаточно нанести его небольшое количество на угол полотна). Затем следует взять ватные палочки и с их помощью тонко нанести растворитель на лак.

Если картина покрыта пылью, то для ее удаления также понадобятся ватные палочки и дистиллированная вода. Палочкой, смоченной в воде, следует деликатно пройтись по поверхности картины.

Жирные пятна с картины, написанной маслом, можно удалить с помощью геля для мытья посуды, разведенного водой. Полученным водным раствором следует пропитать тканевую салфетку и обработать ею поверхность картины.

2) Обновить масляную картину можно с помощью уксуса. Это средство нужно в одинаковых пропорциях соединить с водой, после чего пропитать раствором мягкую ткань, отжать ее и приступать к протиранию поверхности картины. Затем уксус нужно стереть влажной тканью, смоченной в чистой воде. После просушки картину рекомендуется покрыть лаком.

3) Следует испечь луковицу, растолочь ее и полученной кашицей почистить полотно. После лук рекомендуется смыть, а картину протереть взбитыми яичными белками.

4) Существует эффективный способ очистки картин своими руками, используемый китайскими мастерами. Для чистки полотна понадобится кисть и известковая вода. Кисть следует смочить водой, после чего пройтись ею по поверхности полотна. Далее таким же образом нужно помыть картину чистой водой.

Важно: картины, написанные маслом, ни в коем случае нельзя чистить скипидаром, мылом, бензином и спиртом! Все эти средства могут повредить краски, тем самым испортив внешний вид картины!

Если картина написана карандашом, пастелью или тушью, то для ее чистки нельзя применять какие-либо чистящие средства. Чтобы обновить полотно, достаточно сдуть пыль с помощью фена.

Для очистки от грязи гравюры следует подготовить смесь, состоящую из 50 граммов углекислого аммиака и литра речной воды. Гравюру тем временем укладывают на ровной поверхности. Затем нужно взять широкую кисть и обмокнуть ее кончик в приготовленную смесь. После этого кистью следует обработать поверхность гравюры.

Картина до и после реставрации

Устранение других дефектов

Провисание холста — это распространенная проблема, с которой со временем сталкивается большинство владельцев картин. Как реставрировать картину с подобным дефектом:

  1. Нужно подготовить необходимый инвентарь: папиросную бумагу, утюг, фильтровальную бумагу, клей натурального происхождения (осетровый), фторопластовую бумагу, гладкий кусок мрамора. Прежде всего следует заняться приготовлением клея (это нужно делать, руководствуясь инструкцией). Затем приступают к подготовке папиросной бумаги. Ее кусок должен быть больше размера корректируемой вмятины. Сам же фрагмент бумаги должен иметь рваные края. Температуру утюга следует отрегулировать до сорока градусов.
  2. Можно приступать к работе. Сперва следует слегка увлажнить место вмятины. Затем под сам холст следует подложить кусок мрамора, но так, чтобы между мрамором и холстом размещалась фильтровальная бумага. Такой прием позволит защитить холст от попадания на него клея и влаги.
  3. Картину переворачивают на лицевую сторону. Берут кисть и с ее помощью смазывают участок вмятины теплым клеем. Папиросную бумагу укладывают на лист фильтровальной бумаги и с помощью кисти проклеивается с одной стороны. Затем этот лист нужно аккуратно подцепить с двух сторон и стороной, на которую был нанесен клей, положить на холст. При этом важно следить за тем, чтобы бумага ровно уложилась, а на ней не образовались пузырьки. Затем поверх бумаги следует положить фторопластовую пленку и через нее прогладить заклейку теплым утюгом (на сушку уйдет около десяти минут). После обработки полотна утюгом следует положить на обработанное место несколько слоев бумаги, а поверх — утяжелитель.
  4. По истечении двух суток утяжелитель следует убрать. После этого можно приступать к удалению заклейки. Для этого достаточно с помощью ватного тампона смочить ее водой и снять остатки заклейки. Вмятина устранена.

Если владелец картины столкнулся с такой проблемой, как отслоение слоя краски, то ее также можно решить. Для восстановления красок понадобится осетровый клей и папиросная бумага. Для начала картину следует уложить на ровную поверхность. После этого нужно взять мягкую кисть и окунуть ее кончик в клей. Клей нужно нанести на места отслоения краски, при этом стараясь сделать так, чтобы он максимально заполнил трещину, тем самым подклеив ее и предупредив дальнейшую отслойку.

Остатки клея рекомендуется убрать папиросной бумагой: для этого ее нужно поочередно прижать к местам нанесения клея. На заклеенные места затем нужно приложить чистую бумагу и пригладить ее к полотну теплым утюгом. После можно приступать к удалению бумажной заклейки. Для этого следует взять кусочек ваты, пропитать его водой и постараться стереть бумажный слой. После новым кусочком ваты рекомендуется убрать излишки клея.

Важно: если на слое краски образовались большие трещины, то для введения клея в них можно воспользоваться медицинским шприцем!

Реставрация живописи также включает в себя перетяжку полотен. Эта работа требует аккуратности, иначе неумелое натяжение может спровоцировать такие проблемы:

  • Образование микроразрывов полотна.
  • Образование трещин на слое краски и грунтовки.
  • Провисание холста, образование складок на нем и т. д.

Прежде чем приступить к работе, следует заняться выбором подрамника. Эта составляющая картины должны быть изготовлена из сухой древесины. Сам подрамник должен иметь скосы на лицевой стороне. Желательно, чтобы подрамник также регулировал степень натяжения полотна.

Для перетяжки картины, кроме нового подрамника, также понадобятся специальные щипцы. Сама работа состоит из таких этапов:

  1. Картину укладывают на ровную поверхность лицом вниз. Затем берут отвертку и ее угол направляют под шляпку гвоздя. После этого нужно несильно, но уверенно нажать на ручку отвертки и провернуть ее. После этого гвоздь подрамника выдернется. Все то же необходимо проделать и с остальными гвоздями.
  2. Перед тем как осуществлять перетяжку, не мешает убедиться в том, что подрамник своими размерами подходит параметрам полотна. Для этого нужно сравнить величины диагоналей подрамника — берут длинный шнур, крест-накрест (по диагонали) измеряют им подрамник, а затем и картину. Если параметры картины и подрамника совпадают, то это свидетельствует о том, что последний был верно выбран.
  3. Новый подрамник укладывают на рабочую поверхность так, чтобы к ней можно было подойти с каждой стороны. Затем за кромки углов берут картину, изъятую из старого подрамника, плавно заносят ее и накладывают на новый подрамник (на этом этапе работы рекомендуется прибегнуть к помощи ассистента). Кромки картины следует уровнять с линиями подрамника, после чего прикрепить их к подрамнику гвоздями.
  4. Само натягивание следует начинать с середины каждой стороны подрамника. Для начала нужно выбрать одну из сторон, определить ее середину и на расстоянии четырех сантиметров друг от друга вбить по несколько гвоздей (это должны быть конусообразные обойные гвозди). Само полотно с противоположной стороны следует натянуть щипцами и закрепить аналогичным образом. То же самое проделывают и с остальными сторонами картины. После натяжки центральной части полотна можно приступать к натяжке его углов.
Читайте также:  Современные фильтры для очистки воды дома

Такая техника перетяжки больше подходит для картин со стороной, размер которой не превышает двух-трех метров. Перетяжку крупногабаритных полотен рекомендуется доверить профессионалу.

Лакирование

Реставрация картин в большинстве случае требует нанесения на поверхность живописи лака. Лакирование — это прием, позволяющий не только обновить внешний вид картины, но и защитить ее от утраты яркости, отслоения краски и т. д. Кроме того, с лакированной поверхности проще удалять пыль и грязь. Прежде чем приступить к работе, следует правильно выбрать лак:

  • он должен легко удаляться;
  • лак не должен содержать какие-либо смолы и масла;
  • реставрационные лаки имеют в своем составе дамару и смолу мастики.

Если владелец картины решил покрыть холст лаком, то он должен знать о том, что новые произведения искусства не покрываются лаком в первый год после написания картины.

Прежде чем приступить к лакированию, поверхность работы следует очистить от пыли и загрязнений. Обезжиривание также представляет собой обязательный этап подготовки полотна к нанесению лака.

Как выполнять лакирование:

  1. Картину вертикально устанавливают на мольберте. Затем следует взять десятисантиметровый кусок гигроскопичной ваты и придать ему форму шляпки гриба. Тампон окунают в подготовленный лак и начинают выполнять им по поверхности картины круговые движения до тех пор, пока не будет обработано все полотно.
  2. Есть еще один способ нанесения лака на картину: следует налить на картину, уложенную на горизонтальную поверхность, немного лака и равномерно растереть его ладонями. Важно: перед тем, как вымыть руки, их следует протереть скипидаром.
  3. Картину укладывают горизонтально. Затем берут лак, наливают его в фарфоровую посудину и добавляют скипидар. Полученную смесь подогревают. После берут щетинный флейц, окунают его в лак со скипидаром и выполняют им по поверхности картины крестообразные движения. При этом нужно избегать повторной обработки тех мест, на которое уже был нанесен лак.
  4. Также лак на картину можно распылять с помощью шприц-аппарата, функционирующего под сильным давлением воздуха.

Реставрация полотен — это задача, требующая ответственного подхода. Если нет опыта восстановления картин в домашних условиях, то рекомендуется обратиться к мастеру-профессионалу. Неумелое обращение с произведениями искусства может привести к их безвозвратной порче.

Реставрация картин

Реставрация изображений и багетных рам

Услуги реставрации картин и их консервация нужны потому, что влажность (высокая или слишком низкая), температура, ультрафиолетовое излучение, небрежное отношение отрицательно сказываются на состоянии произведений.

Со временем образуются деформации, разрывы, прорывы, проколы основы (холста), деформации и сседания грунта и красочного слоя. Старый потемневший от времени слой лака и пылевые загрязнения меняют колорит изображения. В связи с этим картина утрачивает экспозиционный вид.

Наша мастерская выполняет реставрацию любых изображений (живописи на холсте, рисунков, икон, гобеленов) и багетных рам (крашеных, тонированных, с лепниной и без нее). Работы выполняют дипломированные специалисты с большим стажем работы в музеях (по каждому виду работ – свой специалист).

Степень повреждения художественной работы могут оценить только специалисты и только при реальном осмотре. Наши реставраторы прилагают максимум усилий для того, чтобы красота полотна сохранила авторские черты, присущие тому или иному художнику.

Для определения цены и сроков реставрации картину (раму) необходимо оставить для проведения экспертизы на 1-2 дня, о чем составляется акт приема на диагностику.

Диагностику проводит эксперт, при изучении картины мы проводим:

  • исследования в прямых и боковых лучах света;
  • осмотр при помощи обычного и бинокулярного микроскопа (можно буквально заглянуть вглубь картины, определить качество и толщину лака, рассмотреть любые дефекты, а также восстановительные работы других реставраторов);
  • изучение при помощи ультрафиолетового излучения ( позволяет определить старение лаковой пленки — более свежий лак в ультрафиолете выглядит темнее. В свете большой лабораторной ультрафиолетовой лампы более темными пятнами проступают отреставрированные участки картины).

Выполняемые реставрационные мероприятия:

  • укрепление красочного слоя – местное и полное;
  • устранение деформации (волнообразная, «пузыри», мелкая и крупная бугристость);
  • восстановление целостности холста : отверстия, прямые прорывы, «Г»-образные прорывы, разветвляющиеся прорывы («британский флаг»);
  • дублирование (наклейка) на новую основу (холст, оргалит, фанера, картон);
  • дублирование кромок холста («ложное» дублирование);
  • подведение вставок холста в местах утрат основы;
  • удаление загрязнений (пыль, жир, растительного происхождения и др.);
  • подведение реставрационного грунта в местах утраты красочного слоя;
  • восстановление красочного слоя (рисунка, живописи);
  • покрытие защитным (реставрационным) лаком;
  • восстановление столярной целостности рамы: надежная сборка углов без щелей
  • восстановление лепнины и утраченных деревянных частей багета;
  • восстановление грунта и красочного слоя на багете;

Этапы реставрации живописных картин

  1. Общее укрепление грунта и красочного слоя
  2. Устранение изломов и смятостей
  3. Расчистка оборота холста

  1. Дублирование кромок
  2. Натяжка картины на новый подрамник

  1. Подведение реставрационного грунта

  1. Удаление стойких поверхностных загрязнений
  2. Утоньшение и выравнивание покровного слоя

  1. Покрытие картины реставрационным лаком
  2. Живописное восстановление

Дублирование холста

Наиболее часто возникает необходимость подведения дублетного (второго) холста под произведение, собственный холст которого пришел в негодность. Этот процесс отработан в реставрации детально, подробно освещен в научно-методической литературе.

Холст для дублирования подбирается аналогичный авторскому по толщине и фактуре. Если живопись имеет значительную деформацию, которая может возобновиться после дублирования, дублетный холст берётся более плотный, чем авторский.

Если картина хранится в сыром месте, холст её, впитывая и удерживая продолжительное время влагу, подвергается разрушению. Красочный слой картины, имея иную природу, не подвергается этому процессу, сохраняет свою прочность, но оказывается на распадающемся фундаменте, который не может больше выполнять свою основную функцию – удерживания красочного слоя. Поврежденный холст необходимо поэтому усилить вторым холстом, т.е. дублировать.

Если картина покрыта кракелюром и участки живописи, окаймленные глубокими трещинами, имеют загнутые бортики — «чешуйки», причем холст картины ослаб и деформировался, — общее закрепление, выравнивание чешуек и восстановление их связи с грунтом также могут быть достигнуты только дублированием.

Если у картины, несмотря на удовлетворительную сохранность самого красочного слоя, наблюдается повсеместное отставание его грунта или грунта от холста (последствия намокания) и сам холст имеет какие-нибудь дефекты или вообще неудовлетворительного качества — необходимо дублирование картины дополнительным прочным холстом.

Если картина была свернута в узкую трубку живописью внутрь, потрескалась и сгофрировалась, может также стать вопрос о дублировании, если выяснится, что натяжение на подрамник и общее укрепление не выправят образовавшихся дефектов.

Большие прорывы холста, в особенности если их несколько, нецелесообразно заделывать посредством заплат — это трудно и не всегда дает нужный результат. Целый дублировочный холст, подведенный под старый, послужит как бы сплошной заплатой, укрепит и выровняет все линии прорывов, а также и самою плоскость поврежденного холста.

В случае, когда у картины совершенно отсутствует (вырван) участок холста значительного размера, восполнить эту утрату может дублирующий холст, который даст возможность в дальнейшем по подведенному грунту восстановить живопись.

При многочисленных глубоких трещинах, сседаниях, шелушениях, вздутиях и других дефектах красочного слоя и грунта, даже при частичном ослаблении оригинального холста — следует картину «сдублировать» новым холстом.

Хорошее дублирование не может повредить вещи, а наоборот, делает ее более прочной, можно признать желательным применение дублирования как профилактической меры и в тех случаях, когда оно не вызвано острой необходимостью.

Дублирование почти всегда полезно старой картине, если, конечно, оно мастерски проведено. В дублированной картине всегда чувствуется прочность, массивность и ровность поверхности. Кроме того, двойной холст вдвое ослабляет вибрацию полотна при переносках, перевозках и даже при экспозиции на стене. Как известно, вибрация, даже самая незначительная, со временем расшатывает частицы материалов, из которых картина сделана, поэтому уменьшение её дублированием способствует лучшей сохранности картины.

Повреждение картин

Очень опасны для картин различного рода механические повреждения, являющиеся результатом неосторожного или неумелого обращения с ними.

Наиболее подвержены механическим повреждениям картины на холсте. От толчков, грубых прикосновений, ударов по холсту или красочному слою на картине остаются вмятины, продавленности, иногда могут образоваться разрывы холста.

Одним из обычных повреждений красочного слоя является сферический и паутинообразный кракелюр, образующийся на месте удара. По краям прорыва холста и на месте удара появляются осыпи и утраты красочного слоя и грунта. Распространенным повреждением живописи являются царапины на красочном слое. Сломы красочного слоя возникают и в результате неквалифицированной натяжки на подрамник. Плохой, неверно сделанный подрамник также является одной из причин, влияющих на сохранность картин.

Повреждения картин условно подразделяются на две категории:

  • Естественные (причина – время);
  • Приобретённые (причина – воздействие внешних факторов);

Первый случай исправляется гораздо легче второго. Производится элементарная чистка картины от всякого мелкого мусора и наносится специальный раствор для того, чтобы краскам вернуть былую яркость.

Для второго случая необходимы более радикальные меры: сшивание порванных частей специальными нитками, осветление, дорисовывание и т.д. Важно помнить, что если холст истончал или он такой сам по себе, то следует действовать с особой аккуратностью.

Реставраторы живописи

Как отреставрировать старую картину

Чтобы отреставрировать картину, реставратору нужно хорошо знать приемы работы старых мастеров. В своей работе художники-реставраторы постоянно встречаются с образцами сложной комбинированной техники. Старые картины несут на себе многочисленные, изменившиеся в цвете лаковые слои, начиная от авторского, по своей давности почти равняющегося лессировочным покрытиям, и кончая самым поздним. Слои лака как бы срослись с лессировками, и подчас даже опытному глазу бывает трудно разобрать, где кончается лессировка и начинается лаковый слой. Кроме того, между слоями лака и поверх его часто бывают налеты грязи. Расчистка живописи путем растворения и снятия этих наслоений – дело чрезвычайно ответственное.

Основная задача реставратора живописи, как можно меньше вмешиваться в структуру авторского произведения. Каждая реставрационная работа уникальна, с присущими только ей особенностями, поэтому к ней должен быть и индивидуальный подход.

Эксклюзивные портреты ручной работы

Портрет по фотографии является оригинальным подарком в значимых событиях Вашей жизни. Будь то свадьба, день рождения, юбилей или иное важное событие или торжество.

Copyright © Галеон
г. Москва, Проспект Мира 102, стр. 34
Багетная мастерская рядом с метро
«Алексеевская», «Рижская», «ВДНХ»

Ссылка на основную публикацию